[Греч. Μάρτυρες ἐν Νικοπόλει τεσσαράκοντα πέντε] (нач. 20-х гг. IV в.) (пам. 10 июля). Пострадали в Никополе Армянском (ныне г. Коюлхисар, Турция). Первоначальный текст Мученичества, написанный на греч. языке, не сохранился (MartRom. Comment. P. 281). Основные сведения о святых содержатся в его поздних переработках: пространной метафрастической редакции (BHG, N 1216), изданной в 1723 г. И. Пинием в «Acta Sanctorum» с лат. переводом (ActaSS. Iul. T. 3. P. 37-47), и в более краткой версии (BHG, N 1216e) из Императорского минология («Царской минеи») XI в., опубликованного в 1911-1912 гг. В. В. Латышевым.
Согласно 1-й редакции Мученичества, имп. Лициний (Ликиний) (308-324) разослал по всей империи эдикт о том, что следует разыскивать христиан, обещая дары и почести, пытаться склонить их к отречению от веры, в случае же отказа предавать мечу и огню, не щадя жен и детей, а имущество казненных отдавать в языческие храмы, городские термы или использовать на др. общественные нужды. После того как имп. указ был обнародован, мн. христиане, несмотря на жестокие пытки, остались твердыми в вере и смело исповедали Христа перед правителем Армении Лисием. Среди них были Леонтий, Маврикий и Даниил - почетные граждане города, образованные и благочестивые христиане. Вместе с др. единоверцами они добровольно предстали перед Лисием и на допросе сказали, что нек-рые из них - жители Никополя, другие происходят из его окрестностей, но все они - христиане, а потому не поклоняются глухим и немым идолам. Леонтий обличил Зевса и др. языческих богов, показав при этом превосходное знание греч. мифов. Разгневанный правитель повелел бить христиан камнями по лицу и губам, к-рые поносили хулой его кумиров. Антоний, к-рый был среди Н. м., обратился со смелой речью к Лисию и высказал презрение к его угрозе отдать их тела на съедение воронам и псам. Правитель велел сковать цепями руки, ноги и шеи мучеников и отвести их в темницу, к-рая находилась в сев. городской башне. Тюремным сторожам (Менею и Вилираду) Лисий приказал следить, чтобы никто не приносил христианам ни воды, ни пищи. В заключении мученики воздали благодарение Господу и ободряли друг друга пением псалмов и молитвами. Леонтий привел им примеры стойкости из ВЗ и НЗ: напомнил о страданиях Иова, об усекновении главы Иоанна Предтечи, побиении камнями первомч. и архидиак. Стефана, о мученической кончине апостолов Петра, Павла и Фомы, а также о христианах, пострадавших при императорах Максимиане Геркулии, Деции (Декии), Адриане и др. Также Леонтий вспомнил и о женах-мученицах: Евфимии Всехвальной (пам. 16 сент., 11 июля), Капитолине (пам. 27 окт.; см. ст.: Капитолина и Еротиида) и об Иулитте (пам. 31 июля). Кроме того, Леонтий привел рассказ о прп. Потамиании (пам. греч. 7 июня), к-рый ему поведал их учитель, пришедший из Египта от отшельника Антония. В то время стояла невыносимая жара и узников одолевала жажда. Несмотря на запрет Лисия посещать кому-либо Н. м., благочестивая женщина по имени Вассиана беспрепятственно проникла в темницу и тайно напоила единоверцев водой. Ночь Н. м. провели в молитве и пении псалмов, тогда как Лисию во сне явился демон в образе бога Асклепия и повелел подвергнуть христиан новым пыткам за то, что они якобы злословили по его поводу в темнице. Бес советовал правителю сломать кости Н. м., сжечь их тела в огне, а пепел бросить в р. Лик (ныне Келькит), чтобы христиане не смогли найти останки святых, построить для них величественные храмы и поклоняться им. Утром Лисий вышел из города, сел на высоком месте и приказал привести заключенных. Правитель обещал им свободу, различные дары и почести, если они принесут жертву богам; в противном случае их ожидали пытки. Н. м. вновь отказались подчиниться и обличили верования язычников. Разгневанный правитель велел привязать их нагими к столбам и строгать железными когтями, а также острыми глиняными черепками, при этом глашатай должен был во всеуслышание объявлять, что такая участь постигнет всех, оскорбляющих богов и не приносящих им жертвы. Истязания святых продолжались до полудня, солнце начало палить землю, и правитель ушел с места пыток, чтобы укрыться от жары, а христиан приказал вновь бросить в темницу. Леонтий опасался, что нек-рые из его спутников после столь жестоких мучений могут отречься от Христа, поэтому он попросил Филина, секретаря Ирода, приближенного Лисия и тайного христианина, к-рого все считали язычником, убедить правителя казнить их на следующий день. Когда Лисий позвал Ирода на трапезу, тот отказался, сказав, что после увиденных страданий мучеников не может есть, и посоветовал немедленно умертвить христиан. Правитель согласился завтра же предать смерти заключенных. Филин поспешил в темницу и сообщил Н. м. о решении Лисия. Затем туда пришла Васиана и по просьбе Леонтия через небольшое оконце передала христианам воды. Ночью святые пели псалмы и молились Богу; им явился ангел, наполнив тюрьму Божественным сиянием, и ободрил Н. м., возвестив им близкую кончину. Стражники Меней и Вилирад, к-рые были родом из Египта, увидев неземной свет в темнице, уверовали во Христа и просили Н. м. разрешить им пострадать вместе с ними. Утром Лисий воссел на судейском месте за городскими стенами, к нему привели 45 заключенных вместе со стражами. Правитель приказал отрубить им руки и ноги, затем предать огню, а останки бросить в р. Лик. Нек-рые из Н. м. тотчас скончались, другие, среди которых был Аникита, долго терпели страдания, радуясь и молясь Богу. Сисиний, опершись на камень, просил Господа сотворить чудо и излить оттуда воду, чтобы напоить его истерзанных единоверцев и его самого. Тотчас после этого из камня забил источник. Палачи разожгли огромный костер недалеко от Никополя и бросили в него святых, а их останки утопили в реке. Казнь Н. м. произошла 10 июля. Христиане Никополя отыскали св. мощи, к-рые река чудесным образом сохранила в одном месте, принесли их в город и положили в надежном убежище. После того как владения Лициния перешли к имп. Константину I Великому, мощи Н. м. были открыты для всеобщего поклонения. Мученики стали покровителями Никополя, по молитве к к-рым все верующие получали помощь от Бога.
В сказании из Императорского минология Маврикий назван Маврилием; имя женщины, к-рая приносила воду в темницу,- Василла, имя одного из сторожей - Вирилад.
Пиний считал, что Мученичество не является подлинным и исторически достоверным текстом, т. к. содержит анахронизмы (упоминание егип. отшельника Антония, под которым, вероятно, следует понимать Антония Великого) и лит. тропы (ActaSS. Iul. T. 3. P. 36-37). Время кончины Н. м. определяется неоднозначно: кард. Ц. Бароний датировал это событие 316 г. (Baronius C. Annales ecclesiastici. Lucae, 1738. T. 3. P. 615), болландисты - 319 г. (ActaSS. Iul. T. 3. P. 36). Однако на основе сведений из сочинений Евсевия Кесарийского и Лактанция (Euseb. Hist. eccl. X 8. 8-19; Lact. De mort. persecut. 51-56) традиционно принято относить начало гонений на христиан при имп. Лицинии ко времени ок. 320 г., когда был издан ряд антихрист. законов (см., напр.: The Cambridge Companion to the Age of Constantine / Ed. N. Lenski. Camb., 2012. P. 75). Согласно др. т. зр., преследования христиан при Лицинии не было (Gearey J. R. The Persecution of Licinius: Diss. Calgary, 1999).
По мнению нек-рых исследователей, сведения о почитании Н. м. содержатся в письме свт. Василия Великого (Ɨ 379) сщмч. Евсевию, еп. Самосатскому, где говорится, что ежегодно в сер. июня в дер. Фаргамун (или Фармагун) проходило празднование дня памяти неких не названных по имени мучеников (Basil. Magn. Ep. 95 // PG. 32. Col. 489). Прокопий Кесарийский (Ɨ после 562) в соч. «О постройках» указал на мон-рь во имя Н. м., возведенный имп. Юстинианом I Великим (527-565) в Никополе (Procop. De aedif. III. 4). Прп. Иосиф Песнописец († ок. 886) составил канон в честь Н. м. (Ταμεῖον. Σ. 240-241).
В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.; Mateos. Typicon. T. 1. P. 336) и в более поздних визант. Синаксарях и минеях память Н. м. отмечена под 10 июля. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под этим же числом содержится краткое сказание о мучениках без упоминания женщины, посещавшей святых в темнице, и стражников, уверовавших во Христа. Также здесь не сообщается о том, что останки святых были брошены в реку. В конце сказания отмечено, что торжественная служба (синаксис) святым совершалась в К-поле в ц. мц. Акилины недалеко от Форума (SynCP. Col. 811). Известно, что эта церковь сгорела во время восстания «Ника» в янв. 532 г., но затем была восстановлена. Помимо синаксиса Н. м. в храме совершались торжественные богослужения в честь его небесной покровительницы (13 июня), св. папы Мартина I (16 сент.) и прп. Ефрема Сирина (28 янв.). Церковь располагалась в квартале Филоксена, к юго-западу от колонны Константина (Janin. Églises et monastères. P. 17). В заметке о Н. м. из Минология имп. Василия II (1-я четв. XI в.) также не говорится о женщине-христианке и о том, что останки Н. м. были утоплены; имена стражников, пострадавших вместе со святыми, не обозначены. Согласно сказанию, Н. м. были схвачены, а не пришли добровольно к правителю Лисию; в тюрьме они провели много дней без пищи (PG. 117. Col. 533-534). Из визант. синаксарей память Н. м. и посвященное им двустишие были заимствованы прп. Никодимом Святогорцем, к-рый датировал кончину святых 315 г., и помещены в составленный им «Синаксарист» под тем же числом. В «Новом синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского годом, когда Н. м. были подвергнуты мучениям, указан 316-й.
Греч. сказания о Н. м. были переведены на слав. язык и вошли в состав ВМЧ митр. Макария под 10 июля (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 307 [2-я паг.]), а также в «Книгу житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского (Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 296 об.-300).
В Сирийском Мартирологе (411) память святых под 10 июля отсутствует, однако под 11 авг. здесь содержится поминовение Павла, пострадавшего в Никополе, к-рый, возможно, входил в число 45 Н. м. (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1915. P. 19. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В Иеронимовом Мартирологе под 10 июля упомянуты Милион, Декомед, Антоний и Аникита, пострадавшие в Никополе. Под этим же числом, но с указанием на Александрию как место кончины обозначены имена мучеников Леонтия, Маврикия, Меллита, Гелиция, Ахиллея и Даниила (MartHieron. P. 362). И. Делеэ предложил исправить и объединить эти 2 записи следующим образом: «...в городе Никополе Малой Армении Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Аникиты, Сисиния и др. 39 мучеников» (MartHieron. Comment. P. 367). Под 11 авг. в Иеронимовом мартирологе содержится запись: «В Никополе страдание многих мучеников, имена которых знает Бог» (MartHieron. P. 434), вероятно, как и в Сирийском Мартирологе, речь идет о 45 Н. м. В зап. «исторических» мартирологах IX в. память Н. м. отсутствует. Лишь в 80-х гг. XVI в. кард. Цезарь Бароний, опираясь на греческие источники, обозначил под 10 июля память Леонтия, Маврикия, Даниила и др., пострадавших с ними в Никополе Армянском (MartRom. P. 280). В совр. редакции Римского Мартиролога память Н. м. содержится под тем же числом (MartRom (Vat.) P. 360).